+7 (495) 644-11-64

Банк России запускает новую систему для борьбы с мошенниками

Новый проект будет развиваться на базе спецподразделения Банка России ФинЦЕРТ (CERT — computer emergency response team, группа реагирования на компьютерные инциденты). Оно собирает информацию о банковских счетах и номерах телефонов, которые мошенники использовали при похищении денег у своих жертв. При попытке преступников повторно использовать их, банки смогут блокировать денежные переводы. Собирать эти сведения ЦБ помогают банки и операторы связи.

Телефонные номера могут использоваться в качестве идентификаторов денежного перевода, если деньги оправляют по системе быстрых платежей (СБП), напомнил ‘Российской газете’ доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко.

‘Зачем нужно выявлять банковские счета мошенников, я думаю, объяснять никому не надо. А что касается телефонных номеров, то они часто бывают связаны с другими реквизитами, в первую очередь теми же банковскими счетами. Поэтому если будет замечено, что номер телефона используют мошенники, банки смогут использовать эти сведения для улучшения защиты своих клиентов’, — пояснил эксперт.

Сопоставляя телефонный номер с данными о ранее используемых мошенниками счетах, организации смогут блокировать подозрительные денежные переводы, даже если аферисты используют уже новые банковские реквизиты. Для противодействия преступникам важно также отслеживать и выявлять так называемых дропов, то есть добровольных помощников мошенников, подчеркнул Петр Щербаченко.

‘Дропы по корыстным мотивам или сознательно могут быть частью организованных преступных группировок. Эти люди дают мошенникам использовать свои банковские счета или другие реквизиты для переводов денег, чтобы злоумышленники могли заметать следы. Часто дропы — это молодые люди, которых впутали в противоправные действия. Им нужно разъяснять последствия соучастия в преступлениях’, — добавил эксперт.

‘МегаФон’ активно сотрудничает с ЦБ и банками для предотвращения мошеннических действий, заявили ‘Российской газете’ в пресс-службе оператора. ‘В частности, мы в онлайн-режиме информируем кредитные учреждения о потенциально мошеннических звонках их клиентам. Также сообщаем о маркерах подозрительных операций, атаках мобильного вредоносного программного обеспечения на клиентов банков и других индикаторах мошеннической активности’, — перечислил представитель компании.

Оператор Tele2 тоже активно участвует в новом проекте ЦБ и считает его эффективной инициативой, направленной на защиту пользователей от телефонного мошенничества. ‘Tele2 уже настроила интеграцию с ЦБ по обмену данными и приступила к тестированию с двумя крупными банками страны’, — сообщили ‘РГ’ в пресс-службе оператора.

Кооперация между ЦБ, операторами связи и коммерческими банками нужна потому, что в одиночку ни одна организация не сможет справиться с проблемой телефонного мошенничества, заявили ‘РГ’ в пресс-службе ‘Билайна’. ‘Поэтому мы объединяем усилия с крупнейшими банками и технологическими компаниями. Такое партнерство позволяет ‘Билайну’ обмениваться опытом и знаниями, а также совместно разрабатывать и внедрять новые решения для защиты клиентов. Работа с ЦБ позволят ускорить процесс взаимодействия и с теми банками, которые по каким-либо причинам еще не были готовы к обмену такой информацией’, — отметили в ‘Билайне’.

Банки и вообще любые юридические лица, готовые защищать своих клиентов, могут наладить информационный обмен с операторами связи в рамках договоров по существующим антифрод продуктам, заметили в пресс-службе МТС. Для организации передачи такой информации требуется технические настройки нужно только своевременно оценивать срок и потенциальный объем запросов.

В первом квартале 2024 года кибермошенники похитили у клиентов банков 4,3 млрд руб. Это на 6,3% меньше, чем за аналогичный период 2023 года, но объем похищенных средств с помощью системы быстрых платежей вырос более чем в 2 раза — до 1,1 млрд руб.