Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в приветствии участникам Юридического форума стран БРИКС заявил, что коллективный Запад в качестве основного инструмента своих действий на международной арене использует односторонние принудительные меры, подрывающие нормы международного права, подобному давлению подвергается все больше стран.
Совместные усилия в рамках БРИКС должны быть направлены на защиту международного права, заметил Мишустин. При этом он добавил, что юридический форум является авторитетной площадкой для обмена мнениями между представителями правового сообщества БРИКС.
Эксперты, выступавшие на форуме, заметили, что в западном мире даже появился специальный термин: юридическая война. В ней правовые институты становятся своего рода оружием, позволяющим наносить ущерб противнику.
Достаточно вспомнить допинговые ‘разбирательства’, целью которых, как мы понимаем, было не защитить чистоту спорта, а вести грязную игру против России. И такая игра ведется по многим — как бы правовым — направлениям.
Пресловутый ‘порядок, основанный на правилах’, подразумевает на самом деле право сильного диктовать всем остальным. Сильный не связан ни правилами, ни законами. Неудивительно, что такой ‘порядок’ перестает устраивать многих в мире.
Министр юстиции России Константин Чуйченко рассказал, что накануне в Москве состоялось первое в истории БРИКС Совещание министров юстиции стран объединения.
‘Мы содержательно обсудили приоритетные направления нашего дальнейшего сотрудничества, и стало очевидно, что такой формат встреч крайне востребован, — рассказал Константин Чуйченко. — Министры юстиции подтвердили привлекательность модели взаимодействия БРИКС, заключающейся в отсутствии чьего-либо доминирования. Все решения принимаются консенсусом, и это придает уверенность каждому, что его голос будет услышан’.
По его словам, БРИКС, не являясь с правовой точки зрения международной организацией, выгодно отличается от многих других форматов международного сотрудничества безусловным уважением к принципам суверенного равенства государств и верховенства международного права в регулировании международных отношений.
Одним из направлений сотрудничества он назвал развитие институтов разрешения споров, осложненных иностранным элементом.
‘Полагаю, что за смещением мирового центра тяжести в экономической и политической сфере в сторону стран БРИКС должно следовать и смещение ближе к нашим странам институтов разрешения трансграничных споров, — сказал Константин Чуйченко. — В связи с этим хотел бы обратить особое внимание на российское предложение о создании инвестиционного арбитража в рамках БРИКС. Призываю профильные органы и представителей юридического сообщества стран объединения подключиться к этой инициативе’.
Организатором форума выступила Ассоциация юристов России. Форум проходит в МГИМО МИД России.
Председатель АЮР Сергей Степашин отметил, что недавнее расширение БРИКС и растущее количество заявок на вступление в объединение со стороны различных государств свидетельствует о привлекательности сформировавшейся в БРИКС модели международного сотрудничества на основе взаимного уважения и равноправного диалога.