Тенденции в экономике: что впереди
Вчера на заседании кабинет министров рассмотрел пакет бюджетных законопроектов, включая проект главного финансового документа страны на 2025-2027 годы. Условия их подготовки были непростыми, заметил председатель правительства. Из-за ужесточения торговых мер и нарушения транспортно-логистических цепочек с начала года мировая торговля сократилась на 2%. Международный валютный фонд говорит о замедлении роста мирового ВВП, а в странах еврозоны можно наблюдать признаки стагнации в целой группе государств.
Экономика России в таких условиях тоже испытывает колоссальное давление, однако, считает Михаил Мишустин, ей удается противодействовать негативным факторам, и фундамент для дальнейшего роста формируется. Это видно по динамике роста валового внутреннего продукта. ‘По предварительной оценке министерства экономического развития, за семь месяцев текущего года он увеличился на 4,4%, что более чем в два раза выше прошлогодних значений’, — отметил премьер. Локомотивом по-прежнему выступает реальный сектор экономики. В обрабатывающей промышленности производство выросло на 8,6%, хорошие темпы поддерживают в строительстве и сельском хозяйстве. В первом полугодии рост объема инвестиций в основной капитал приблизился вплотную к 11%, что, по словам главы кабмина, дает возможность рассчитывать на сохранение положительных изменений во многих сферах жизни. ‘В свою очередь, это сказывается на рынке труда. Уровень безработицы опустился до минимальных исторических значений. Это 2,4% в июне этого года’, — сообщил Михаил Мишустин.
Все эти тенденции правительство было вынуждено учитывать при подготовке проекта бюджета на следующую трехлетку. При этом, подчеркнул премьер, использован базовый вариант прогноза развития страны от минэкономразвития. Хотя министерство, по словам его руководителя Максима Решетникова, традиционно ведет себя умеренно-консервативно в прогнозах, по сравнению с апрельскими сценариями многие параметры социально-экономического развития существенно улучшены. ‘В 2024 году мы ожидаем рост ВВП на 3,9%. Суммарно с 2024 по 2027 год ВВП вырастет на 13%’, — заявил министр.
Основным источником экономического роста станет потребительский спрос, который обеспечит около 60% общего роста ВВП. Активности потребителей, полагают в минэкономразвития, поможет увеличение реальных денежных доходов населения — реальные заработные платы продолжат расти на фоне сохранения низкого уровня безработицы.
Расходы и доходы: в поисках баланса
Растущий спрос прежде всего удовлетворит собственное производство товаров и услуг, развитие экономики предложения, рассказал Решетников. С учетом показателей по импорту в первом полугодии в министерстве прогнозируют, что торговый баланс в 2024-2026 годах будет крепче, чем в апрельских оценках. ‘Инфляция после пика в начале июля начала замедляться. В 2025 году замедление инфляции продолжится, и в 2026 году мы выйдем на целевой уровень, — подчеркнул глава минэкономразвития. — Считаем, что прогноз реалистичный и позволяет сформировать устойчивый бюджет’.
При нынешних условиях соотношение расходов и доходов будущего бюджета Михаил Мишустин назвал оптимальным. ‘Оно, с одной стороны, гарантирует выполнение всех социальных обязательств, а с другой — окажет существенную поддержку тем отраслям, которые нужны особо для формирования экономики’, — констатировал премьер.
В 2025 году правительство ожидает получить в федеральном бюджете свыше 40 триллионов рублей. Это почти на 12% больше, чем в текущем году. Доля ненефтегазовых поступлений в общем объеме вырастет до 73%, обратил внимание Мишустин. Ненефтегазовый дефицит бюджета продолжает снижаться, и соответствующие меры правительства работают еще и на сокращение инфляции. Расходы госказны тоже увеличатся — до 41,469 триллиона. ‘Все три года исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом, — заметил премьер-министр. — В 2025 году — на уровне половины процента ВВП’.
В пакет бюджетных законопроектов традиционно входят бюджеты внебюджетных государственных фондов, за счет которых выполняются все социальные обязательства перед гражданами. Планируется увеличить расходы Фонда пенсионного и социального страхования, чтобы и дальше предоставлять пенсии, компенсации и выплаты по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, семьям с детьми. ‘Запланированы расходы на индексацию страховых пенсий, в том числе и работающим пенсионерам, которую поручил нам провести глава государства’, — отметил Михаил Мишустин.
В соответствии с указом президента также предстоит обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда, чтобы к 2030 году он достиг 35 тысяч рублей. С начала 2025 года МРОТ будет увеличен более чем на 16,5% и составит 22 440 рублей. ‘Это поможет повысить заработные платы порядка четырех миллионов работников’, — напомнил премьер.
Казна страны: от нацпроектов до ‘детских денег’
В части финансов профильное министерство Антона Силуанова подготовило план сразу на шестилетний срок. ‘На шестилетнем горизонте на мероприятия нацпроектов предусматривается более 40 триллионов рублей средств федерального бюджета, — доложил он. — Это практически в два раза больше, чем в предыдущую шестилетку’. Двумя первыми задачами бюджета, на которые учтены все необходимые расходы, глава минфина назвал социальную поддержку граждан, а также финансовое обеспечение расходов на оборону и безопасность, включая потребности специальной военной операции и поддержку ее участников.
Особое внимание правительство уделит задачам технологического лидерства. На три года по этому направлению заложено финансирование в размере более шести триллионов рублей. Из многочисленных инфраструктурных проектов Антон Силуанов отметил масштабную программу модернизации коммунальной инфраструктуры, в которую за ближайшие три года планируется вложить из федерального бюджета 180 миллиардов рублей. Необходимые ресурсы будут выделены на программы льготной ипотеки, заверил министр.
Просчитаны все необходимые социальные расходы. ‘Детский бюджет получит дополнительное развитие, и в рамках трехлетки он превысит 10-триллионный объем’, — заявил министр. На выплату единого пособия предусмотрено около четырех триллионов.
Здравоохранение в горизонте шести лет получит более триллиона рублей. Средства в том числе предусмотрены для продолжения модернизации первичного звена. В части образования начнется финансирование программы строительства более 150 школ к 2030 году. Продолжится капитальный ремонт общеобразовательных учреждений и создание современной инфраструктуры детских садов. ‘На эти цели направим более 40 миллиардов рублей, а на строительство новых детских садов — более 22 миллиардов’, — сообщил Силуанов.
Значительный объем ресурсов федерального бюджета подготовлен для поддержки регионов страны — более трех триллионов рублей ежегодно. ‘А на финансирование национальных проектов, которые реализуются субъектами, — около одного триллиона рублей’, — добавил глава минфина.
В целом проект федерального бюджета сформирован, исходя из обеспечения структурной сбалансированности и нулевого первичного баланса, заключил Антон Силуанов. Дефицит госказны в пределах ‘трехлетки’ не превысит 1% ВВП, указал он.
Михаил Мишустин поручил по итогам обсуждения дополнительно проработать все вопросы, которые возникали в процессе подготовки бюджета. По Бюджетному кодексу России проект главного финансового документа должен быть направлен в Государственную Думу до 1 октября.
Эксперты: Экономика и бюджет слезают с ‘нефтяной иглы’
В озвученных на заседании правительства цифрах по бюджету на 2025 год больше всего на себя обращают внимание размер дефицита и доля нефтегазовых доходов, говорит директор Центра региональной политики Президентской академии (РАНХиГС), член Общественного совета при Минфине России Владимир Климанов.
‘Доля нефтегазовых доходов последние десять лет составляла у нас в России около трети бюджета, время от времени поднимаясь значительно выше 40%. На 2025 год заложено всего 27%, и это относительно немного. Причем ожидаемые доходы бюджета в целом не сократятся, а наоборот — вырастут гораздо выше уровня инфляции. Это позитивный момент. Можно констатировать, что в результате структурной перестройки экономики мы слезаем с пресловутой ‘нефтяной иглы’. Российская экономика чем дальше, тем увереннее перестает полагаться на деньги от продажи энергоносителей’, — сказал он.
Выдающийся рост доходов в 2025 году обеспечен быстрыми темпами экономического развития страны, которые сами по себе естественным образом увеличивают поступление налогов в бюджет, а также налоговыми преобразованиями, отметил эксперт. Благодаря введению прогрессивной шкалы налогообложения, казна получит дополнительные выплаты от самых состоятельных граждан.
‘С некоторой настороженностью я смотрю на дефицит в 0,5% на следующий год и в 1% на предстоящую трехлетку. С одной стороны, это очень умеренные цифры, особенно если сравнивать с другими странами. С другой стороны, финансировать этот дефицит можно по большому счету тремя способами: приватизация, резервы и госдолг. По приватизации доходы бюджета в первом полугодии 2024 года совсем мизерные, порядка 11 млрд руб. всего. Проедать резервы — это нехорошо, а наращивать госдолг с текущими процентными ставками государству обходится очень дорого. Поэтому даже полпроцента дефицита не радуют, тем более что он, по всей видимости, приобрел устойчивый характер и возвращения к профициту в ближайшие годы не ожидается’, — добавил Климанов.
Темпы прироста МРОТ вдвое обгонят инфляцию
Минимальный размер оплаты труда с начала следующего года вырастет на 16,5%, что в два раза больше официальных темпов инфляции, сообщил ‘РГ’ профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
‘Повышение МРОТ позитивно скажется на доходах бюджета. По большей частью людям платят минимальную зарплату в коммерческом секторе, а не в бюджетном. Коммерсанты с увеличением МРОТ будут обязаны пропорционально нарастить обязательные выплаты за своих сотрудников государству — НДФЛ, отчисления в социальный фонд, ОМС и так далее. Бизнесу придется раскошеливаться. Можно ожидать, что кто-то попытается платить ‘серые’ зарплаты или вместо штатных сотрудников привлекать больше самозанятых, для которых нет МРОТ, но государство с этим борется’, — рассказал эксперт.
По словам Сафонова, среди госпрограмм, на финансирование которых в следующем году правительство потратит 24 трлн руб., много социальных направлений. Это, например, дальнейшее развитие здравоохранения, в том числе укрепления первичного звена, то есть детские и взрослые поликлиники, амбулатории, дневные стационары, женские консультации, скорая и неотложная помощь, фельдшерско-акушерские пункты. А ‘детский’ бюджет на три года превысит 10 трлн руб. Это затраты государства на здоровье, образование, культурное и физическое развитие детей, в том числе сирот.
‘Точные цифры по всем направлениям расходов правительство пока не озвучило, но можно ожидать, что они будут где-то на уровне текущего года. Это достаточно большие деньги. В целом социальный блок правительства сосредоточен на борьбе с бедностью и поддержке семей с несовершеннолетними детьми, это приоритетные цели. Плюс реализация национальных проектов социальной направленности, по которым майским указом президента установлены целевые показатели. В проекте бюджета учтены затраты на эту работу’, — пояснил он.
Будут проиндексированы выплаты
В 2025 году индексация пенсий будет проводиться два раза: с 1 февраля на 4,5%, а с 1 апреля — еще на 2,2%, отмечает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих. В 2026 году также планируется двойная индексация — с 1 февраля на 4% и с 1 апреля — на 2,3%. В целом за год пенсии неработающих получателей повысятся на 6,3%.
‘Напомню, что до 2025 года действует переходный период, когда страховые пенсии неработающим пенсионерам увеличиваются на определенный индекс, но не менее чем на 1 тыс. руб. в год. Далее размер пенсий будет увеличиваться в соответствии с фактическим уровнем инфляции за предыдущий год’, — рассказала Рыжих.
Стоимость пенсионного балла с 1 февраля 2025 года должна увеличиться до 139,04 руб., а с 1 апреля — до 142,10 руб. В 2026 году соответственно до 147,78 руб. и до 151,18 руб.
Социальные пенсии ежегодно повышают с 1 апреля. В 2025 году повышение составит 9,5%, в 2026 году — 10,3%, напоминает эксперт.
Также вырастет размер пособий, которые получают Герои России и Герои Труда, ветераны, инвалиды, блокадники, ликвидаторы различных техногенных аварий. Предполагается, что в 2025 году увеличение составит 4,5%, а в 2026 году — 4%.
Вырастут и декретные выплаты. ‘Максимальный размер пособия по беременности и родам при продолжительности отпуска по беременности и родам 140 календарных дней составит в 2025 году — 794 355,8 руб. и в 2026 году — 882 575,4 руб.’, — сообщила Линда Рыжих. Кроме того, для работающих до родов родителей станет выше максимальный размер выплат по уходу за ребенком до полутора лет: в 2025 году размер выплаты может составить 69 тыс., а в 2026 году — 76,7 тыс. руб.
Планируемое увеличение единовременного пособия при рождении ребенка составит с 2025 года — до 25 735 руб., с 2026 года — до 26 764 руб.
Размер материнского капитала, определяемого, как известно, исходя из значения индекса роста потребительских цен, в 2025 году предположительно вырастет на 4,5%, а в 2026 году — на 4%.
Доля нефтегазовых доходов снизится, а объем сохранится
В 2025 году доля налоговых поступлений из нефтегазовой отрасли составят 27% (10,88 трлн руб.) от всех доходов казны. В этом году из отрасли планируют получить почти столько же — около 11 трлн руб.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, сохранение уровня нефтегазовых доходов на уровне этого года означает понимание, что нефтегазовая отрасль не бездонная бочка.
Симонов отмечает, что когда в прошлом году делали план по бюджету на 2025 год, его доходная часть составляла 33,5 трлн руб. Теперь цифра увеличилась на 6,5 трлн руб. И очень хорошо, что этот рост в основном обеспечит не нефтегаз, считает он.
Мы часто слышим, что у нас развились другие отрасли экономики, стали хорошо зарабатывать, приносить деньги. Это очень приятно, что рост доходов казны обеспечит ненефтегазовый сектор промышленности, говорит он.
В отношении поддержания уровня поступлений налогов из нефтегазовой отрасли, эксперт считает, что основное значение будут иметь цена нашей нефти Urals, а также параметры сделки ОПЕК+, ограничивающие добычу нефти. Причем основные риски наполнения бюджета связаны именно с ценами на сырье, а не с доступностью рынков сбыта.
Нефть Urals, относительно цены которой платятся налоги из отрасли в бюджет страны, экспортируется с дисконтом к эталонному сорту североморской нефти Brent. Сейчас скидка Urals к Brent составляет около 12-13 долл. за баррель, а Brent торгуется в районе 74 долл. Бюджет этого года верстался из расчета цены Urals — 70 долл. за баррель, следующего — 69,7 долл. Сейчас цена Urals ниже ожидаемого, но считается результат средний по году. К примеру, в августе цена Urals, по данным минэкономразвития, составила 70,27 долл. за баррель. Поэтому оптимальным для нас в следующем году будет уровень от 80 и выше долл. за баррель Brent.
Что касается сделки ОПЕК+, альянс планирует постепенно наращивать добычу нефти с декабря этого года. Но не исключен также и вариант с продлением действующих сокращений на какой-то период 2025 года для поддержания котировок барреля.
Подготовили Сергей Болотов, Ирина Жандарова, Сергей Тихонов