Это мировая тенденция. К 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы, прогнозируют аналитики McKinsey. ‘Почему бизнесы идут в создание экосистем? Мотивы могут быть разные, но самый простой ответ таков: когда они видят ограничение по росту на своем основном традиционном рынке, возникает вопрос, как это ограничение обойти’, — отметил доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
Самыми известными примерами экосистем являются компании IТ-индустрии: во всем мире это Apple, в России — ‘Яндекс’. Но и другие отрасли развивают такие форматы. Например, крупнейшие автопроизводители объединились в совместном проекте, который будет включать каршеринг, парковки, такси, зарядки для электромобилей.
‘Банки и операторы связи строят свои системы вокруг финансовых услуг, например, Сбер, Тинькофф, ВТБ и Альфа-банк, МТС. Любой бизнес ориентирован на привлечение большего числа клиентов и увеличение продаж’, — говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили.
Когда у компании набирается 5-7 успешных сервисов, появляется необходимость в их интеграции, отмечает эксперт. Для клиента это означает бесшовную идентификацию и единую платформу, а для бизнеса — кратное увеличение продаж товаров и услуг.
В ближайшее время по этому пути могут пойти крупные маркетплейсы, полагает Валишвили. Так, Ozon и Wildberries уже давно перестали быть исключительно торговыми площадками, они объединяют в себе сервисы по покупке билетов и с недавних пор банковские продукты.
В мире именно маркетплейсы стали ядром крупнейших экосистем — это Amazon и Alibaba, говорит Роман Прохоров, председатель правления ассоциации ‘Финансовые инновации’.
С экосистемами банки выходят за рамки привычного обслуживания. Сбер, например, включает в себя доставку продуктов и еды, каршеринг, медицину, развлечения и электронную коммерцию. Схожий подход у Т-Банка. В него входит и сотовый оператор, а также сервисы по покупке авиабилетов, бронированию жилья, билетов в театр и заказу продуктов.
Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может извлечь больше прибыли, уточнил партнер-эксперт ‘Яков и Партнеры’, директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский.
Помимо этого широкий ассортимент и присутствие в нескольких отраслях увеличивают шанс на сохранение финансовой стабильности бизнеса при наступлении кризиса, добавил он.
Наконец, экосистемы — это модно. Например, операторы связи и маркетплейсы — МТС, ‘Яндекс’ и Оzon — сейчас как раз развивают свои банки. Но тут есть свои нюансы.
‘Причина создания экосистем именно банком полярно отличается от причины создания банка экосистемой: экосистемы создают банковские продукты, чтобы монетизировать существующую широкую клиентскую базу, в то время как банки с уже изначально высокомаржинальным продуктом стремятся увеличить количество клиентов’, — обратил внимание Иванинский.
В банковской сфере очень высокая стоимость расширения клиентской базы, добавляет эксперт. Привлечение нового клиента, например, для оформления дебетовой карты, может стоить несколько тысяч рублей, в то время как в онлайн-торговле эта сумма меньше в разы. Стоит учитывать, что само взаимодействие человека с банком происходит нечасто.
‘Если клиент не делает постоянные переводы или платежи через мобильное приложение, то количество осознанных обращений в банк невелико. То есть у банков очень мало точек взаимодействия с клиентом и как следствие — ограниченное количество возможностей продать свои продукты’, — резюмировал Иванинский.
Развитие экосистем будет определяться в том числе подходами к регулированию. Банк России, по словам главы ассоциации ‘Финансовые инновации’, не приветствовал появление на балансах кредитных организаций непрофильных активов, тем более приносящих на начальном этапе развития убытки.
В частности, глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее говорила о рисках экосистем: ‘Банки инвестируют средства вкладчиков в новый бизнес, в свою экспансию. Отдачи от этих бизнесов могут быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы. И мы должны защищать интересы вкладчиков, инвесторов. Все-таки человек вправе рассчитывать, что если он привнес деньги в банк, то не его проблема, насколько будет прибылен онлайн-кинотеатр или даже сеть онлайн-кинотеатров, которой банк владеет’.
Но все же экосистемы — магистральный путь развития экономики, говорит Прохоров. Миновать его не удастся: необходимо максимально использовать преимущества и застраховать риски для клиентов. Банки за пределами первой десятки вряд ли смогут создавать собственные полноценные экосистемы. ‘Для них вопросом выживания будет организация взаимодействия с экосистемами, в том числе небанковскими, для встраивания предложения услуг’, — прогнозирует эксперт.