Расскажите о значении сопряжения инициативы ‘Один пояс, один путь’ с Евразийским экономическим союзом для углубления китайско-российского сотрудничества, какое значение оно имеет для Бурятии?
Алексей Цыденов: ‘Один пояс, один путь’ — это стратегический проект мирового масштаба. И Республика Бурятия, как приграничная территория, непосредственно входит в эту инициативу, поскольку через Республику Бурятия проходит и Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), и Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), и федеральные автомобильные дороги, связывающие запад и восток. И это та логистическая составляющая, которая обеспечивает взаимодействие в рамках проекта ‘Один пояс, один путь’: движение товаров, людей — все соединяет транспортная инфраструктура, которая проходит по территории Республики Бурятия. И сегодня в рамках принятых по решению президента России Владимира Владимировича Путина проектов по развитию восточного полигона железной дороги — это и БАМ, и Транссиб — ведется очень масштабная стройка, увеличиваются пропускные способности Байкало-Амурской магистрали, Транссибирской железнодорожной магистрали.
В планах, что к 2030 году только экспортные перевозки — в сторону дальневосточных портов — составят более 210 млн тонн. Перевозки в сторону пограничных железнодорожных переходов — Забайкальск, Нижнеленинское-Тунцзян, Гродеково, Наушки — это, соответственно, еще дополнительные объемы помимо тех, которые будут доставляться в порты. А это как раз создает рост инфраструктурных возможностей для увеличения взаимной торговли, увеличения экономических связей и способствует реализации проекта ‘Один пояс, один путь’.
Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Правительства наших стран создают платформу, хорошие условия для развития сотрудничества регионов. Создан межправительственный комитет по сотрудничеству между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России.
Какую роль сыграла Республика Бурятия в развитии регионального сотрудничества между Китаем и Россией?
Алексей Цыденов: У нас много направлений взаимодействия. Помимо транспорта и логистики, развивается гуманитарное сотрудничество. В Республике Бурятия очень развита восточная медицина. Вообще, Республика Бурятия становится центром восточной традиционной медицины в России, и та медицина, которая у нас сейчас развивается, имеет очень тесные связи с китайской медициной, монгольской, бурятской. Сегодня это получило второе дыхание и востребовано, особенно после ковида — люди хотят быстрее восстанавливаться, укреплять здоровье. Это как раз то, что дает нам восточная медицина — укрепление здоровья и восстановление организма, повышение иммунитета, это правильный образ жизни. Мы уже планируем еще расширить сотрудничество в этом направлении.
Плюс, безусловно, это сотрудничество в высокотехнологичной сфере. В первую очередь это поставки вертолетов с Улан-Удэнского авиационного завода. Улан-Удэнский авиационный завод является крупнейшим в России по производству самых современных вертолетов, которые по своим качественным и эксплуатационным характеристикам не имеют аналогов в мире. Вот и китайские компании, китайские потребители оценили это.
Очень много разных точек соприкосновения. В апреле этого года в Улан-Удэ открылся завод по производству рапсового масла, где китайские предприниматели были инвесторами. От сотрудничества все выигрывают: у наших фермеров появляется рынок сбыта, а у китайских производителей появляется масло, то есть здесь такой эффект, когда всем выгодно. Это усиливает обе стороны. Это самый правильный вид сотрудничества, перспективный.
Как обстоят дела с сотрудничеством в торгово-экономической сфере между Республикой Бурятия и Китаем?
Алексей Цыденов: Сейчас из Республики Бурятия поставляются в Китай уголь, нефрит, лес, вертолеты, картон. Но перспективы я вижу не только в поставке каких-то товаров, а и в гуманитарном сотрудничестве, так что совместная работа только развивается. У нас все больше на дорогах китайских машин. Хорошего качества, красивые, удобные. Люди все больше ценят продукцию китайского автопрома.
Все больше тяжелой техники из Китая поставляется в Россию: грузовики, самосвалы, строительная техника, горная техника, в том числе и на наши предприятия, которые расположены в Республике Бурятия. И мы видим, что это уже такие долгосрочные проекты, поскольку любые горнодобывающие предприятия — это проекты дорогие, у них очень много инвестиций. И если предприятие стало закупать китайскую тяжелую технику, то они будут дальше создавать ремонтные и сервисные предприятия, а вот искать другие варианты не будут.
То есть это уже такое долгосрочное сотрудничество — в дальнейшем будет закупаться тоже только китайская техника, на основе которой будет выстроена вся система работы, обслуживания, ремонта и эксплуатации. Поэтому именно сейчас идут такие системные изменения, которые еще больше сближают наши предприятия.