В последние годы Китай и Россия укрепляют трансграничное сотрудничество в области охраны природы и совместно осуществляют мониторинг этих животных. Стороны также сотрудничают в строительстве экологических коридоров, что позволяет маньчжурским тиграм и леопардам свободно мигрировать вдоль китайско-российской границы.
‘Создание трансграничных заповедников — важная цель национальных парков. Это способствует воспроизводству и расширению популяций диких животных’, — заявил заместитель директора Центра мониторинга и изучения маньчжурских тигров и леопардов национального управления лесного хозяйства и пастбищ Китая Фэн Лиминь. По его словам, строительство трансграничных экологических коридоров — одна из важных мер совместной работы Китая и России по защите маньчжурских тигров.
Маньчжурский тигр — один из видов животных, который включен в проект сохранения биоразнообразия. Его численность резко сократилась с начала XX века из-за разрушения среды обитания и других антропогенных воздействий. Согласно результатам исследования, проведенного Китаем, Россией и США в 1998 году, на тот момент в Китае осталось всего 12-16 диких маньчжурских тигров.
В последние годы Китай продолжает принимать меры по охране диких маньчжурских тигров, создав один из первых национальных парков — Национальный парк ‘Северо-восточный тигр и леопард’. В России ‘Земля леопарда’ и другие национальные парки также продолжают укреплять охрану диких маньчжурских тигров. С момента подписания соглашения между Китаем и Россией о сотрудничестве в области трансграничного сохранения маньчжурского тигра и дальневосточного леопарда в 2010 году стороны работают вместе, чтобы создать синергию для сохранения этих видов.
‘За последние десятилетия Китай внес выдающийся вклад в сохранение дикой природы’, — заявил директор национального парка ‘Земля леопарда’ Виктор Бардюк. По его словам, национальный парк ‘Земля леопарда’ граничит с китайским национальным парком ‘Северо-восточный тигр и леопард’, и это, наряду с тесным сотрудничеством между двумя сторонами, поможет укрепить защиту дикой природы.
В 2019 году эти национальные парки Китая и России обменялись визитами, официально установив стратегическое партнерство в области трансграничного сохранения тигров и леопардов. Обе стороны обязались осуществлять углубленное сотрудничество в области изучения трансграничной деятельности этих видов, совместного мониторинга между Китаем и Россией, обмена данными научных исследований, техническим опытом и визитами гражданских делегаций.
Чжао Янь, заместитель директора научно-исследовательского центра мониторинга хуньчуньского филиала Управления национального парка ‘Северо-восточный тигр и леопард’, более десяти лет занимается изучением тигров и леопардов. Он вспомнил, что еще в 2006 году китайские и российские специалисты часто обменивались опытом в области охраны природы, проводили совместные исследования, унифицировали методы расчета численности диких тигров и леопардов, а также совместно проводили исследования по биогенетике популяций диких животных, инспекторы двух стран учатся друг у друга и перенимают опыт. Россия уже давно, планомерно проводит работу по сохранению тигров и леопардов и имеет большой опыт в борьбе с браконьерами. Мы многому у них научились.
За последние пять лет Китай и Россия продолжили дружеское сотрудничество в области охраны окружающей среды, создали ряд систем совместной охраны и совместного мониторинга и предприняли прорывную попытку открыть трансграничный экологический коридор, создав новый режим сотрудничества для защиты трансграничных диких животных, находящихся под угрозой исчезновения, и построения сообщества жизни между человеком и природой.
Благодаря совместным усилиям Китая и России популяция тигров и леопардов стремительно растет по обе стороны границы. До начала пилотного проекта по созданию национального парка ‘Северо-восточный тигр и леопард’ в 2015 году численность диких маньчжурских тигров и леопардов в Китае составляла 27 и 42 особи соответственно. К концу пилотного проекта национального парка в 2021 году количество диких маньчжурских тигров в парке увеличилось до более чем 50, а леопардов — до более чем 60. Последние данные мониторинга показывают, что число стабильно живущих в парке диких маньчжурских тигров сейчас достигает около 70, а леопардов — около 80. Их ареал обитания — 11 тысяч квадратных километров, что составляет около 80 процентов от общей площади всего парка.
Сравнивая приведенные выше данные, можно отметить, что за шесть лет, с 2015 по 2021 год, численность маньчжурских тигров увеличилась на 23 особи, а леопардов — на 18, а за три года, с 2021 по 2024-й, численность маньчжурских тигров увеличилась на 20 особей, а леопардов — также примерно на 20. Результаты показывают, что популяции тигров и леопардов в Национальном парке ‘Северо-восточный тигр и леопард’ находятся в благоприятной тенденции ускоренного роста. Еще одна примечательная статистика в результате исследования — большое количество родившихся и здоровых детенышей тигра и леопарда. Только в 2023 году в парке родилось 20 новых детенышей дикого маньчжурского тигра и 15 детенышей дикого маньчжурского леопарда. Сравнение данных за последние 10 лет показало, что выживаемость детенышей диких зверей увеличилась с 33 процентов в 2015 году до почти 50 процентов в настоящее время. Кроме того, система мониторинга Национального парка ‘Северо-восточный тигр и леопард’ в режиме реального времени показывает, что в последние годы территория активности тигра и леопарда стремительно расширяется. Зона активности зверей в Национальном парке ‘Северо-восточный тигр и леопард’ простирается на восток, центр, юг и запад с центром в Хуньчуне и продолжает увеличиваться.
Генеральный директор центра ‘Амурский тигр’ Сергей Арамилев подчеркнул, что хотя 95 процентов популяции амурского тигра в мире обитает в России, будущее его подвида зависит от Китая. Россия и Китай должны работать вместе не только ради себя, но и ради природы.
В будущем Китай и Россия будут углублять обмены и сотрудничество в области охраны маньчжурских тигров и леопардов, а также применять передовые технологии, в том числе дистанционное зондирование и LiDAR, для проведения более глубоких и точных исследований поведения и мест обитания диких животных.