+7 (495) 644-11-64

Банки заявили о росте мошенничества через мессенджеры

С января банк стал фиксировать большее количество попыток мошенничества с использованием сообщений и звонков в мессенджерах, чем по телефону, рассказал ‘Российской газете’ заместитель председателя правления банка ‘Новиком’ Андрей Макоско. Он подчеркнул, что такой ‘тренд’ обусловлен использованием ряда мер по противодействию ‘классическому’ телефонному мошенничеству со стороны банков и операторов связи. В отношении же мессенджеров противодействие сильно затруднено, и этим пользуются мошенники.

‘Среди самых актуальных случаев — переходы по фейковым ссылкам в мессенджерах, посещение фейковых сайтов, звонки через мессенджер. Факты телефонного мошенничества без использования мессенджеров сейчас фиксируются редко, не больше нескольких раз в неделю’, — сказал он.

Доля мессенджеров увеличилась на 7 процентных пунктов к предыдущему месяцу, поделились в пресс-службе ВТБ. По данным банка на основе обращений клиентов, мошенники все-таки чаще общаются с жертвами по телефону, чем в мессенджерах. В январе доля телефонных звонков составила 70%, мессенджеры, соответственно, заняли 30%.

Как сообщил Дмитрий Никишов, директор информационной безопасности банка ‘ДОМ.РФ’, в январе они не наблюдали повышения количества мошеннических сообщений и звонков в мессенджерах. По их оценкам, мошенники чаще используют сотовую связь, на мессенджеры приходится около 35% случаев.

Поправки в Закон ‘О связи’ о блокировке звонков и SMS-сообщений из других стран по подменным номерам вынудили злоумышленников уйти в мессенджеры, рассказали ‘РГ’ эксперты Angara SOC.

‘Чаще всего мошенники используют Telegram и WhatsApp — это самые популярные мессенджеры у жителей России, — указывают они. — Третий широко распространенный мессенджер — Viber — был заблокирован Роскомнадзором, поскольку не выполнял требования, необходимые для предотвращения террористических и экстремистских угроз’.

В 2024 году сервис АОН (автоматического определителя номера) от ‘Яндекса’ обработал почти 1,5 млрд телефонных звонков с незнакомых номеров, 800 млн из которых пришлись на нежелательные, то есть мошеннические. Относительно 2023 года рост составил 16%. Число звонков от имени банков выросло на 25%, приводят такие данные эксперты компании.

Мошеннические атаки направлены против россиян любого пола, возраста, социального статуса и места жительства, добавили в ВТБ. ‘Однако в первую очередь злоумышленников привлекают люди среднего возраста, поскольку они много работают и финансово стабильны, — отмечают в банке. — На рынке меняется портрет самих мошенников — все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника’.

На сегодняшний день всплески мошенничества наблюдаются в среднем один-два раза в год и длятся от нескольких дней до месяца, говорит зампред правления банка ‘Новиком’. По его словам, среди других актуальных уловок злоумышленников, о которых сообщают клиенты банка, — попытки взлома ‘Госуслуг’ и вирусы, например Mamont, которые рассылаются через мессенджеры, а также поддельные сообщения от банков, различных госструктур, руководителей, знакомых.

В этом году мошенники стали активнее манипулировать своими жертвами, например, используя персональную информацию о них, указывают в ВТБ. Схема обмана подбирается с учетом возраста, социального положения, статуса клиента и оформленных на него банковских продуктов.

Портрет жертвы мошенничества, как говорят в банке ‘ДОМ.РФ’, в целом совпадает с описанием Центробанка: в основном это жители городов в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода.

‘Также мошенников интересуют люди пожилого возраста и пенсионеры из-за доверчивости и недостаточности знаний о современных технологиях’, — отмечает Никишов.

Мошенники стали чаще использовать ситуативный фишинг, создают поддельные приложения компаний, обещая очень выгодные предложения. Увеличивается также число угроз, связанных с использованием современных технологий, говорят в ВТБ. В этот список входит и шпионское ПО, трояны удаленного доступа, а также способ, когда обманным путем делают клоны карт и расплачиваются в магазинах через терминалы с NFC.

‘С каждым годом методы мошенников становятся все более изощренными, и они начали активно использовать доверчивость детей для достижения своих целей. Важно, чтобы родители уделяли внимание не только собственной финансовой безопасности, но и обучению детей базовым правилам цифровой гигиены’, — объяснили в банке.

Цели мошенников не меняются — это деньги и чувствительная информация о жертве: пароли и доступы к Госуслугам и счетам. Злоумышленники меняют сценарии, отрабатывают тактику, используют текущую информационную повестку дня, напоминают эксперты Angara SOC.

‘Почему формируется новая социальная группа жертв? Потому что взрослые активно открывают детям банковские счета и карты, через которые мошенники могут получить доступ к основному счету родителя’, — отмечают в компании. Там рекомендуют не сообщать детям лишнюю информацию, установить многофакторную аутентификацию для доступа к банковским приложениям и усилить контроль за детскими счетами и расходами.